Импортозамещение в цифрах, анализ статистики ВЭД и динамики производства сыров

02.05.2017

На сегодняшний день очень модно и актуально обсуждать темы импортозамещения, и редко какая подборка трендов по российскому рынку обходится без обсуждения вопроса, а справились ли отечественные производители или это всего лишь идея, внушаемая нам СМИ.

Целый ряд отраслей с 2014 года получил мощный импульс для развития, благодаря кардинальным изменениям на рынке, связанным с почти полным устранением импортных продуктов-конкурентов. Некоторые отрасли ощутили влияние санкций в меньшей степени, однако в целом с 2014 года ситуация на рынках значительно изменилась. На сайте Росстата даже есть целый раздел, посвященный теме импортозамещения. «В разделе публикуется статистическая информация, характеризующая импортозамещение в Российской Федерации, по показателям, относящимся к компетенции Росстата в соответствии с Федеральным планом статистических работ». 

В частности, можно посмотреть в одном месте объемы производства некоторых товаров, а также импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (по перечню товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации из стран ЕС, США, Канады, Австралии, Норвегии, Украины, Республики Албания, Черногории, Республики Исландия, Княжества Лихтенштейн, Турецкой Республики)1) (по данным ФТС России с учетом взаимной торговли с государствами-членами ЕАЭС). К сожалению, не все сведения обновляются регулярно и формат сведений не очень удобен для анализа.

В данном материале на конкретном примере попытаемся разобраться в эффектах санкций для российского рынка. Для анализа возьмем наиболее показательную позицию сыров и сырных продуктов, которые в значительной мере поставлялись из попавших под санкции стран. Итак, как меньше чем за час добыть нужные цифры для оценки – «было/стало» в отрасли, попавшей под санкции. Для простоты возьмем информацию за 2013 и 2016 год.

Для начала в Росстате выгружаем сведения по производству сыра. Удобнее сделать это через базу данных. Выбираем поиск по ведомствам, далее Федеральная служба государственной статистики. Нас интересует раздел 1.19.5 - Производство продукции по видам. В данном разделе выбираем вкладку Производство основных видов продукции в натуральном выражении с 2010 г. по 2016 г. (оперативные данные в соответствии с ОКПД) и выгружаем сведения по различным видам сыров, для понимания структуры. Подробнее про возможности интернет-ресурса Росстата – мы писали в материале Наиболее популярные и полезные разделы сайта Госкомстата Путем несложных преобразований получаем табличку со сравнительными объемами до и после санкций.

Таблица 1. Производство сыра в РФ по видам в 2013 и 2016 году, тонн

Вид сыра

2013

2016

2016/2013, %

Сыр с плесенью

  -

209,74

  -

Сыр полутвердый

94 860,90

124 581,78

131,30%

Сыр плавленый

94 533,34

106 170,92

112,30%

Продукты сырные

87 040,01

136 237,28

156,50%

Сыр твердый

85 716,39

137 203,32

160,10%

Сыр мягкий

23 490,12

33 136,57

141,10%

Сыр рассольный

21 209,76

21 588,95

101,80%

Сыр копченый

10 230,10

13 566,45

132,60%

Сыры прочие

10 200,19

25 690,25

251,90%

Сыр зрелый

818,1

815,6

99,70%

Сыр свежий

508,06

486,05

95,70%

Итого Сыры и продукты сырные

428 613,29

599 686,91

139,90%

Рост очевиден почти по всем видам сыра, кроме того, с февраля 2016 года в отчетности появились объемы по новой позиции – «сыр с плесенью». В натуральном выражении рост производства составил 171 тыс. тонн. Что произошло в импорте сыров в Россию за этот период можно оценить по сводным данным таможни.

Переходим по ссылке на сайт Таможенной службы  и вводим исходные данные. Код ТНВЭД по сыру 0406* легко найти в интернете даже без наличия самого справочника. Подробную инструкцию по использованию ресурса мы приводили в публикации Как получить бесплатную статистику с сайта Федеральной таможенной службы?

Таблица 2. Импорт в Россию сыров по видам в 2013 и 2016 году, тонн

Код ТНВЭД

2013

2016

2016/2013, %

040610-Сыры молодые (недозрелые или невыдержанные), включая сывороточно-альбуминовые сыры, и творог

55307,9

10549,0

19,1%

040620-Тертые сыры или сыры в порошке, всех сортов

2373,8

2,6

0,1%

040630-Плавленные сыры, нетертые и не в порошке

22070,2

731,3

3,3%

040640-Голубые и прочие сыры, содержащие прожилки, полученные использованием Penicillium Roqueforti

1219215,0

848,0

0,1%

040690-Прочие сыры

14238695,1

12424,4

0,1%

Общий итог

332452,8

24555,2

7,4%

Данные в таблице представлены без учета торговли со странами ТС. Налицо глобальное падение импорта по всем позициям. Так, сыры с плесенью, например, почти перестали ввозится в страну. Итого импорт снизился на 308 тыс. тонн. Таким образом, рост производства внутри страны не компенсирует сокращения импортной составляющей. Значительную долю в сложившихся условиях на российском рынке заняла продукция соседей по Таможенному союзу, особенно производства Беларуси.

На сайте Белстата находим объемы экспорта сыров в РФ. Так, за 2016 год в целом было закуплено 201 тысяча тонн продукта белорусского производства, при этом рост производства составил 11% к прошлому году. Из них 54 тысячи тонн – молодые сыры (040610), 362 тонн – сыра с плесенью. Таким образом, на данный момент ключевым конкурентом российским сырам на отечественном рынке является белорусская продукция.

В начале 2017 года стало известно о запрете на ввоз нескольких марок сыров из Белоруссии от крупнейших производителей, в частности, в сырах Рогачевского и Ошмянского заводов Роспотребнадзором был обнаружен консервант натамицин в концентрации, превышающей норму, а в сырах из Лиды его содержание было в норме, однако присутствие самого консерванта не было упомянуто на этикетке.

К российским сырам у Роспотребнадзора также систематически появляются претензии, однако, у отечественных производителей во время действия санкций есть все условия для развития и освоения новых рынков.

Отзывы клиентов

Ценные мнения о работе с нашей компанией

Мы весьма довольны плодотворным сотрудничеством с компанией "Айди-маркетинг" и можем рекомендовать ее, как хорошего партнера.
Зайцев А.М.
ООО "ТСК-Урал", Руководитель отдела маркетинга
Хочется отметить, что информация, предоставляемая нам на регулярной основе, высылается оперативно.
Усович А.Я.
ООО "РИА Экскаватор.Ру.", Генеральный директор ООО "РИА Экскаватор.Ру."
За время сотрудничества со стороны ООО "Айди-маркетинг" были соблюдены все условия, работа выполнена в срок.
Сейченко Ю. В.
ООО "Керхер", Директор по маркетингу и управлению продуктом
Высокое качество обслуживания, способность найти лучшее решение наших задач и предоставить нужную информацию в сжатые сроки позволяют нам рекомендовать компанию "Айди-маркетинг" как надежного партнера.
Кравченко Э.А.
ООО "Астон Продукты Питания и Пищевые Ингридиенты", Исполнительный директор
НАШИ КЛИЕНТЫ
Вверх