Откуда берутся расхождения в данных о внешней торговле

08.07.2019

При анализе оборотов между странами по данным Росстата и статистических ведомств других стран часто возникают вопросы о несовпадении объемов экспорта и импорта. Иногда в качестве причин называют низкое качество агрегирования данных в российском ведомстве. И хотя Росстату еще есть над чем работать в этом плане, ключевой причиной являются объективные различия в методике подготовки данных по внешней торговле у разных стран.

Данные в Росстате содержат информацию по внешней торговле товарами по методологии Платежного баланса, которая включает:

  • данные ФТС России, сформированные на основе грузовых таможенных деклараций, заполняемых участниками внешнеторговой деятельности, с учетом данных о взаимной торговле с государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Армения, Киргизской Республикой), полученные на основе статистической формы учета перемещения товаров;
  • данные Росстата по товарам, не пересекающим таможенную границу России (рыба и морепродукты, выловленные (добытые) и проданные вне зоны действия таможенного контроля, топливо и товары, приобретенные российскими (иностранными) транспортными средствами в иностранных (российских) портах), полученные на основе федерального статистического наблюдения;
  • досчеты Банка России к данным статистики внешней торговли, которые производятся в соответствии с методологическими положениями платежного баланса и включают оценку стоимости товаров, ввезенных (вывезенных) физическими лицами в пределах установленной беспошлинной квоты и в упрощенном (льготном) порядке, и другие элементы досчетов.

Причинами расхождений может быть то, что в статистику Росстата по импорту техники из Китая попадает вся техника, где страной происхождения указан Китай, даже если ее привезли из третьих стран. Соответственно в экспорте Китая в РФ будет отражаться только та техника, которая ввезена в Россию непосредственно из Китая.

Также отличия существует в отнесении товаров по ТНВЭД, которые классифицированы по-разному не только в разных странах, но и разными участниками ВЭД. Подробнее об этом в материале Как правильно определить код ТН ВЭД, по которому товар отражается в таможенной статистике? 

Еще одна причина расхождения данных – отнесение поставок, которые пришлись на конец периода. Например, часть поставок в конце года может быть включена полностью в статистику экспорта из России, но в силу удаленности между странами, только в следующем году попадет в статистику Италии. Такая же ситуация часто возникает с поставками в течение года – наши клиенты не могут найти сведения по своим декларациям, отправленным в последние числа месяца, и впоследствии мы видим эти поставки по таможенной базе следующего месяца.

Таким образом, большинству выявленных отклонений таможенных данных можно найти объективное объяснение и соответственно поправить полученную статистику, а на реальные ошибки ведомств приходится действительно малый процент расхождений.

Так или иначе, наши аналитики постоянно досконально изучают все особенности сбора и агрегирования данных по тем или иным направлениям, чтобы маркетинговые исследования и отчеты содержали наиболее корректную объективную информацию.

Задать интересующий вопрос по таможенной статистике нашим экспертам и получить общую оценку внешнеторгового рынка можно через форму обратной связи.

Отзывы клиентов

Ценные мнения о работе с нашей компанией

Надеемся на дальнейшее конструктивное и плодотворное сотрудничество.
Нестерова А.Б.
Министерство экономического развития РФ, Врио директора Департамента развития конкуренции
Продолжение нашего сотрудничества с ООО "Айди-маркетинг" и расширение спектра исследуемых продуктов - лучшее доказательство нашего доверия данной компании.
Мусатов А.Е.
ООО "Карготек РУС", Региональный директор HIAB Россия и СНГ
Все работы выполняются вовремя, в строго оговоренные сроки и с надлежащим качеством.
Жан-Клод Дусен
ООО "Манитовок Крэйн Груп СНГ", Заместитель генерального директора
Высокое качество обслуживания, способность найти лучшее решение наших задач и предоставить нужную информацию в сжатые сроки позволяют нам рекомендовать компанию "Айди-маркетинг" как надежного партнера.
Кравченко Э.А.
ООО "Астон Продукты Питания и Пищевые Ингридиенты", Исполнительный директор
НАШИ КЛИЕНТЫ
Вверх