Мы уже публиковали в блоге материал, как ответственно подойти к выбору поставщика при заказе маркетингового исследования и не пустить деньги на ветер при покупке статистики. Но практика изучения конкурентных отчетов и плачевный опыт клиентов заставляет еще раз вернуться к этой наболевшей теме.

За последние десять лет рынок маркетинговых исследований значительно вырос. Число компаний, осознавших необходимость постоянного мониторинга ситуации в своей отрасли, и количество фирм, готовых удовлетворить появившийся спрос, увеличилось в разы.

В связи с этим в маркетинговой нише сформировалось несколько групп фирм-посредников, которые по возможностям и квалификации значительно отличаются от исследовательских компаний.

Методы СЕО продвижения, покупка контекстной рекламы и доступность сайтов на заказ позволили новым участникам рынка попасть на первые позиции в поисковиках и представить неопытному потребителю слишком большой выбор поставщиков услуг.

Так сформировалась новая группа маркетинговых компаний – представляющих собой, как правило, одностраничный лэндинг (сайт-визитку), с формой заказа и обратного звонка, готовых взяться за любую тему исследований. Персонал такой фирмы может быть представлен владельцем сайта (веб-дизайнером) в одном лице. При заказе отчета в такой фирме поставщик ищет реального исполнителя работ и просто добавляет свою комиссию сверху.

Второй вариант посредников – крупные порталы по продаже исследований, собирающие предложения отчетов с разных сайтов и размещающие их на собственной площадке. Их преимущество – в огромном ассортименте отчетов и возможности сравнения цен.

Еще один тип – продажа маркетинговых отчетов компаниями, реализующими смежные услуги. Экономически невыгодно, занимаясь, например, изготовлением сайтов, СЕО или контекстной рекламой, содержать штат квалифицированных экспертов/аналитиков для полноценной работы над маркетинговыми исследованиями. Следовательно, и здесь будет работать схема субподряда, имеющая ряд недостатков, о которых мы поговорим далее. Преимуществом может выступать то, что такие фирмы могут предложить дополнить отчет веб аналитикой, мониторингом активности конкурентов в интернет рекламе и прочими смежными направлениями. Но поскольку специалисты в этой сфере далеки от реальных целей и задач маркетолога, то практическая применимость таких отчетов зачастую оставляет желать лучшего.

Почему лучше покупать отчеты напрямую у автора, а не использовать услуги посредника:

  1. Цена (комиссия агента очень редко включается в стоимость исследования, обычно эту наценку будет платить клиент)
  2. Квалифицированная поддержка (любая авторитетная исследовательская компания предлагает бесплатные консультации по отчету в течении какого-то времени, например, у нас это 30 дней. Методологические вопросы, особенности классификации, нюансы по исходным данным и методикам расчета показателей и целый ряд других вопросов очень часто возникает в процессе изучения исследования)
  3. Доработка отчета по специфическим запросам (исполнитель исследования может сделать акцент на тот или иной продукт, регион, добавить изучение рынка с определенного ракурса)
  4. Доступ к исходным данным (маркетологу могут потребоваться исходные данные исследований в табличном виде для решения смежных задач, а посредники, как правило, поставляют отчеты в формате PDF).
  5. Обновление маркетингового исследования на особых условиях (при периодической покупке одного отчета возможно частичное обновление или дополнение по сниженной цене)

Это ключевые преимущества, которые дает работа с авторами исследований, однако список, конечно, можно продолжать.

Как и в любой другой сфере, преимущества сотрудничества с более опытными участниками рынка, дорожащими своей репутацией, состоят не только в разнице квалификации, достоверности данных и профессиональном подходе к решению задач, но и в целом включают все плюсы надежного партнера на годы, которого рекомендуют друзьям.