Российский рынок риса в 2000-2009 гг

19.02.2010

Компания ID-Marketing завершила исследование российского рынка риса в 2000-2009 гг.

Рисоводство в России насчитывает более чем семидесятилетнюю историю. Несмотря на то, что рис не является исконно русским продуктом питания, за последние несколько десятков лет он прочно обосновался в структуре потребления круп жителями страны. В 2008 году на долю риса пришлось более 40% от общего потребления крупяных изделий, лидирующая позиция этого продукта сохранялась и в 2009 году. Второе место в «рационе» занимает гречневая крупа (21%), замыкает тройку ключевых по потреблению круп – геркулес (8%).

В России посевные площади, пригодные для выращивания риса, достаточно ограничены в силу климатических особенностей, поэтому на их долю в 2009 году приходилось около 0,4% всех земель под посевы зерновых. Доля риса в валовом сборе зерновых также невелика – 1% по состоянию на конец 2009 года.

Валовой сбор риса-сырца в восьми регионах из десяти превысил в 2009 году показатели предыдущего года. В целом по стране собрали на 23% больше продукции, чем в 2008 году, в первоначальном весе – более 1 млн. тонн риса. При этом 95,8% от общероссийских объемов приходится на рис, выращенный в Южном федеральном округе.

Потребительские цены на рисовую крупу за период с 2000 по 2009 год выросли почти в 3,3 раза. Средняя цена за 2009 год по России составила 46,4 руб.

С 2002 по 2009 год объемы импорта уменьшились более чем в 2 раза. В 2007 г. импорт снизился наиболее существенно, главным образом в результате усиления контроля со стороны Россельхознадзора за качеством ввозимого риса. В структуре импортных поставок по видам традиционно преобладает длиннозерный рис, условиями, для выращивания которого Россия практически не обладает (в частности, для сортов басмати, дикого риса). Общий объем поставок длиннозерного риса в 2009 году на 8% меньше, чем в 2008г.

За последние 10 лет структура ведущей тройки стран-производителей риса, импортируемого в Россию, значительно не менялась – все те же Вьетнам, Таиланд и Китай, которые только периодически уступают друг другу лидерство. В 2009 году, однако, можно отметить сильное падение позиций Индии и Казахстана, которым не осталось места в ТОП-5, в связи со значительным уменьшением ввоза продукции из этих стран. Китай с 2000 по 2006 год был традиционно лидером по импорту риса в Россию. В 2007 году показатель упал более чем в 10 раз. Лидеры импорта 2009 года, Вьетнам и Таиланд, импортируют в Россию длиннозерный рис, его доля в поставках из этих стран более 99%.

На экспорт в 2009 году было отправлено немногим более 10% от объемов валового сбора риса внутри страны. Стоит отметить, что показатель этого года стал рекордным за последние десять лет, а суммарный объем экспорта по сравнению с уровнем 2008 года вырос более чем в 4 раза. Общий объем экспорта риса за 10 лет составил более 230 тысяч тонн. Основным направлением поставок риса из РФ на экспорт в 2009 году стала Турция. На втором месте по объемам отгруженной продукции из России – Казахстан. В 2009 году рейтинг фирм-поставщиков риса на экспорт возглавили две ведущие компании-производителя, которые входят в «Группу Разгуляй» – Полтавский и Славянский комбинаты хлебопродуктов.

Такие факторы, как государственное регулирование импорта, политика и направления инвестирования отечественных производителей, финансирование мероприятий по совершенствованию инфраструктуры и усилия по улучшению посевных площадей, и даже объективно неподвластные регулированию погодные условия для урожая в новом сельскохозяйственном году будут оказывать значительное влияние на ближайшие перспективы рисоводства и рынка риса в России.

С уважением, ID-Marketing

Отзывы клиентов

Ценные мнения о работе с нашей компанией

Профессионализм и опыт аналитиков в сфере изучения рынка комбикормов позволяет решать нестандартные задачи в сфере маркетинга
Саблин А.И.
ООО "Элеватор "Коммодити Колодезное",
Особо хотелось бы отметить оперативность предоставления отчетов, умение идти на встречу клиенту!
Молотков О.
ZF Friedrichshafen AG, Глава представительства
За активное участие во Втором Всероссийском конкурсе публикаций в средствах массовой информации по машиностроительной тематике и проявленные при этом творчество и высокий профессионализм.
Вице-президент Союза машиностроителей России
Союз машиностроителей России, Гутенев В.В.
Хотелось бы особенно отметить высокий профессионализм всего персонала компании, в первую очередь ориентированного на удовлетворение потребностей клиента с максимально качественным результатом и в оптимальные сроки.
Полагаева Ольга
Московское представительство Камминз Инк., Менеджер по развитию бизнеса
НАШИ КЛИЕНТЫ
Вверх